Памятка преподавателям, составляющим экзаменационные задания

Дорогие мои уважаемые коллеги!
Посвящается всем, чей педагогический опыт не столь велик, но покорять вершины уже хочется. А точнее, эта памятка создана для тех, кому впервые сова донесла страшную весть от завУЧа о том, что вам предстоит составить билеты на какой-то ужасный экзамен. Вы в школе от силы три месяца, и вдруг вы обнаруживаете, что здесь еще и экзамены есть, и причем сдавать их не только ученикам? Как браться за то, о чем понятия не имеешь? Как правильно и корректно сформулировать задания? Какие экзамены вообще бывают? На все ваши вопросы я постараюсь ответить в этой памятке. Кстати, уже бывалым профессорам тоже советую прочитать сие творение, ибо познакомиться с чужим опытом никогда не вредно)

Во-первых, ничего не бойтесь. Вам уже не впервой, первые три и даже больше лекций уже написаны, а значит, и с экзаменом вы справитесь. Глаза боятся, руки делают, мозги сочиняют ;)
Одно, если ваш предмет построен на какой-то реальной науке, то есть в сети полно информации и без ваших лекций. Другое, если вопросы приходится составлять по той скудной горстке материала, что существует только в ваших лекциях и голове. Тут придется попотеть, но не настолько, чтобы было обезвоживание)
Внимание. Самое страшное начинается, когда, имея лекторий только, к примеру, на первый курс, экзамен вы вынуждены делать для третьекурсников (да вообще на любой курс, старше того, что у вас есть). Нет, план вы также имеете и знаете, о чем будете вещать через пару семестров, когда, наконец, дойдете хотя бы до середины всего лектория. Но ученики-то не знают о том, что Вы решите рассказать им дальше! Поэтому даже на 5 курс экзамен нужно составлять только по тому лекторию, что написан и выложен в кабинете.

Ну а как же, спросите вы, все-таки составлять этот злополучный экзамен? Наверняка вам уже рассказали о форме 5-5-1. Но ведь есть множество других вариантов! Стандартный экзамен давно уже всем приелся, его скучно и неинтересно проверять, за исключением части В. И то при условии, что вопрос интересный. Давайте подумаем, как можно добавить изюминку в экзамен ученикам, да и себе с помощью альтернативных экзаменов.

Среди нашего педагогического коллектива наверняка надуются многие любители РПГ. Так составьте план экзамена в ролевой форме! Что для этого надо? Всего лишь придумать парочку заданий, которые ученики смогут отыграть на форуме. Это отличный вариант для практических предметов. В отличие от простого описания в стандартном билете, тут есть возможность развития сюжета, проявления фантазии. Разве не это мы хотим развить у студентов Хогвартса? Но не увлекайтесь: ролевые идут достаточно долго, ведь всем ученикам нужно время на создание поста. Поэтому хватит одного основного задания, можно разного для каждого из экзаменующихся… А потом, по его выполнении, добавить еще одно, дополнительное. Помните, что на такую форму экзамена отводится не так много времени – всего неделя. Но зато это, пожалуй, самый интересный альтернативный вид!

Что же у нас еще есть? А тут вам дается разгул фантазии. Творчество, творчество и еще раз творчество! Может, Вы хотели бы увидеть рисунок, изображающий то или иное действие, относящееся к вашему предмету? Или в своем предмете вы сами приводили какую-то схему и теперь можете попросить учеников попробовать нарисовать что- то подобное. А если ученик лишен художественного таланта, то почему бы ему не написать стихотворение на заданную тему, или даже рассказ? А, может, у студента есть прекрасный голос? Так дайте ему шанс показать его! Сделайте альтернативный экзамен на песню! Смотрите, сколько вариантов я предложил только навскидку. Вы вольны придумать все, что придет Вам в голову, чтобы сделать учебу увлекательней и интересней.

Но что такого особенного в этих альтернативных экзаменах? Почему они выгоднее и лучше стандартных билетов? Давайте по порядку. Во-первых, Хогвартс – не принудительное занятие априори, тут каждый приходит, потому что хочет. Скучно же отвечать на вопросы в том варианте, в котором и в реальной жизни хватает! Нет никакой фантазии, никакого полета мысли, разве что третья часть как-то разбавляет ситуацию. Альтернативный экзамен – это, может, несколько сложнее, но зато в тысячу раз интереснее! Можно проявить себя, показать свою фантазию, творчество и способность к размышлениям. Это ли не разовьет студентов? Во-вторых, вам самим же легче будет составлять альтернативный короткий экзамен, состоящий всего из одного большого задания, чем придумывать эти вопросы, откапывать их из лекций… А потом заставлять учеников повторно копать эти лекции. А если дело у вас хорошо пойдет, то вы еще и несколько вариантов придумаете, так что всем студентам достанутся разные билеты! Поэтому, отсюда вытекает в-третьих, для рьяных нелюбителей списывания. Чем больше вариантов билетов, тем больше вероятность, что студенты спишут друг у друга. А альтернативный экзамен вообще невозможно списать! В них же проявляется чистая индивидуальность, собственные фантазия и размышления. Да и читать такие экзамены, пожалуй, более интересно и увлекательно. Вы можете найти что-то новое и для себя, в хорошем или плохом смысле. Посмеяться в некоторых моментах… Мне кажется, я привел достаточно доводов в пользу альтернативных экзаменов.

Однако, вместе с этими альтернативными вариантами нужно обязательно написать парочку вариантов стандартного билета. О нем я расскажу совсем немного, потому как все вы с ним уже сталкивались. Как мы помним, он состоит из трех частей: А, Б, В. О них ниже по порядку.

Часть А. В ней, как уже догадались, 5 вопросов. Вопросы тестового варианта, если вы уже писали контрольную работу по своему предмету, то знакомы с этим. Вопрос или фраза, которую нужно дополнить, с четырьмя вариантами ответа. Ученик должен дать единственно верный ответ, поэтому постарайтесь, чтобы вопрос звучал однозначно, а ответ мог предполагать только 1 вариант. Также избегайте двусмысленных вопросов и многозначных вариантов ответа. Информацию лучше брать из своих лекций, даже если в интернете есть много материала на ваш предмет. Старайтесь задавать вопросы на абстрактные предметы (законы, характеристики) и не спрашивать о конкретных примерах, которые вы привели на лекции. Однако, Если вопрос заключается в «Выберите, что является более подходящим/что не относится к…», то можно в списке вариантов взять и примеры.Ну и напоследок, про виды вопросов части А. «В каком году..?», «Что является…?», «Основным правилом/закономерностью и т. д. того-то является…», вопросы на дополнение фразы – оно, вне сомнения, хорошо. Но найти может каждый, а мы же хотим понимания предмета, так? Поэтому можно использовать вопросы типа «Выберите верное утверждение/определение/понятие…». Конечно, полного списка здесь нет, и вы всегда можете дополнить его.
Ну и, чтобы завучу было легче проверять ваши билеты, а заодно и ответы учеников, не забудьте в конце части перечислить правильные варианты на все 5 вопросов: А), Б), Б), В), Г), например. Желательно еще и в самих вопросах выделять жирным шрифтом верный вариант.

Часть Б. В принципе, все основные, общие для всех частей рекомендации я рассказал в части А, но некоторые отличия все же существуют. Во-первых, в чем заключается вторая часть экзамена? Да, она также состоит из 5 вопросов, на которые ученик уже должен дать самостоятельные ответы. Ответы могут быть как короткими – в одно-два слова, так и развернутыми – пара-тройка предложений. Но вопрос должен по-прежнему стоять конкретно, чтобы большой ответ так или иначе не получался. Помним про логичность вопроса, его однозначность и понятность. Здесь можно уже дать вопрос на конкретный пример: «Что будет, если попытаться превратить крыло бабочки в табуретку?», но постарайтесь, чтобы эти примеры не повторяли того, что уже было сказано в лекциях. В задании может содержаться вопрос «Почему?», тогда ученику придется высказать свое мнение, либо вспомнить, почему оно так, то есть уметь объяснить свою точку зрения. Вообще, лишаясь или ограничиваясь определенным кругом вопросов, мы можем компенсировать это тем, что попросим студентов думать самостоятельно, доказывать свою точку зрения.
Итак, ваши шаблончики для части Б: «Назовите…», «Перечислите…», «Можно ли…? Почему?», «Что будет, если…?» и так далее. Придумывайте, развивайте тему. Что касается ответов для проверки экзаменатором, предоставьте его так, как если бы вы отвечали на вопросы. Если ответ – единственно верное слово, то пишите его, а если это вопрос из разряда «Почему», приведите возможный вариант ответа.

Часть В. Самая легкая для нас, профессоров, и самая сложная для студентов) Я вообще замечал, что чем легче ученику отвечать на вопросы, тем сложнее нам придумывать их, и наоборот… В части С всего один вопрос, но какой!... Это широкий вопрос, но не настолько, что сгодится для диссертации) На него, к сожалению, нет шаблонов. Зато вы в своей фантазии можете быть свободны. Ну, почти… На такой вопрос ответ должен быть развернутым, как минимум на полстраницы. В нем ученику нужно подумать, привести свои примеры, может даже высказать умную мысль. Ответ на этот вопрос не может быть правильным или нет, он может соответствовать или не соответствовать теме вопроса и самого предмета. Ну или если студент несет совсем полнейшую чушь. «Порассуждайте…» «Подумайте…» - вот смысл этого вопроса. Конечно, термины, которые вы употребляете в вопросе, должны быть из материала лекций, а сам вопрос должен быть основан на материале. Быть может, ученик, делая задания по вашему предмету, уже задумывался над этим вопросом, и вот у него есть шанс высказаться. Ну и как пример приведу вопрос по Трансфигурации: «Вечный двигатель при помощи Трансфигурации – возможно ли это?». Как видите, вопросы могут быть нестандартными, но в которых так или иначе придется проявить свои знания по всему курсу предмета. Студенту нужно посмотреть на вопрос с различных точек зрения, показать широкий кругозор.
Кстати, вполне вероятно, что оценивать часть С предоставят именно вам, потому что на части А и Б у завуча будут конкретные ответы. А вот с частью С можете справиться только вы, а кто же еще знает ваш предмет так же хорошо?;) Поэтому на вопрос С вся воля ваша.

На этом все. Я рассказал как о стандартном экзамене, так и о его альтернативных вариантах. Как видно, альтернатива гораздо лучше в данном случае. Не нужно соблюдать каких-то стандартных правил, и придумываются вопросы довольно быстро. А проверять их – одно удовольствие! Не пренебрегайте альтернативными экзаменами! Ученики будут очень рады проявить себя)
Эта памятка – исключительно опыт, пусть и не только мой. Ну и кое-какие наблюдения… Я не претендую на истину в последней инстанции, я лишь надеюсь, что прочитав эту памятку, кто-нибудь примет ее к сведению в своей педагогической деятельности) Удачи вам, любимые коллеги!

Винделанд Вантасель
Hosted by uCoz