Методическое пособие по написанию рецензии

Издание первое, исправленное и дополненное.

В этой небольшой методичке мы попытаемся объяснить основные принципы работы рецензента при написании рецензии.
Рецензия, в литературном понимании, это один из распространенных критических жанров. Слово "рецензия" произошло от латинского "recensio", что в переводе означает "рассмотрение". Но так как у нас с вами клуб не литературный, а связан с кинематографией, то в нашем понимании...
Рецензия дословно - "рассматривание, разбор, анализ". А иными словами - это заметка или статья, критического характера, в которой дается характеристика и оценка того или иного кинематографического произведения. Проще говоря, в рецензии детально разбирается и рассматривается фильм, и обязательно при этом комментируется рецензентом. В конце анализа подводится итог - выводится общая оценка фильма.

Таким образом, рецензия должна обязательно включать в себя три части:
1. Название (оригинальное и перевод) произведения, режиссер оного.
2. Анализ, чаще критического характера.
3. Оценка произведения.

Для хорошего старта в написании рецензии будущему рецензенту нужно уметь выделять самое важное. Отчасти оценивать фильм можно по следующим критериям:

1. Сценарий:
от хорошего сценария зависит больше половины успеха фильма. Диалоги, место действия, характер героев, завершенность сцен, логика и последовательность событий, яркая кульминация - все входит в сценарий. Задачей рецензента является посторенние мысленной раскадровки событий, в которой он оставляет свои субъективные замечания о целостности картины.

Как надо:
«Что такое диснеевская сказка? Это обязательный положительный главный герой (или герои), харизматичный злодей, очаровательные спутники героя и непременнейшее волшебство. Но магия тут вовсе не должна заключаться в осточертевших уже швыряниях фаерболами и молниями. Она должна пропитывать саму ткань повествования, быть всюду и нигде, глядеть на нас с экрана непрерывно, но в то же время не показываться в открытую. Таковыми были классические сказки «Диснея», и такова запутанная история «Рапунцель». С этим мультфильмом получилось нечто парадоксальное: задействовав в себе все известные штампы своих предшественников, он, тем самым, растоптал современные стереотипы новых анимационных лент типа «Шрека» и ему подобных. Ведь сейчас не делают таких сказок! «А мы сделаем, — решили в «Диснее». — И к черту эти ваши стереотипы!». (с)Рапунцель

2. Режиссерская работа: от нее зависит, как сыграют актеры, как выбран план и многое другое. Здесь рецензент может проводить анализ деятельности режиссера: каков излюбленный жанр, лучшие и худшие картины. Все это рецензент соотносит с выбранной картиной, проанализировав, почему режиссер сделал так-то, в чем он силен и где допускает промахи.

Как надо:
«Почти год ожидания и вот я увидел новое творение Кристофера Нолана, режиссёра, который подарил миру такие шедевры, как «Тёмный рыцарь», «Помни» и «Престиж». Два с половиной часа незабываемого зрелища; два с половиной часа, которые останутся в моей голове навсегда. И я без лишних раздумий назову «Начало» главным фильмом этого года и лучшим фантастическим триллером за всю историю кино.
У новой работы Нолана нет слабых мест. Всё, начиная с сюжета и заканчивая монтажом, сделано на высочайшем уровне, что является редчайшим явлением в современном кинематографе. В «Начало» заложена потрясающая идея, которую Нолан блестящи реализовал. Пока в Голливуде все были заняты съёмками бесконечных ремейков, сиквелов, приквелов, экранизацией компьютерных игр и т.п., Нолан вынашивал оригинальную идею, которая как глоток свежего воздуха, была необходима людям, уставшим от вышеперечисленного». (с)Начало


3. Работа актеров: важно отметить и работу главных актеров или героев картины. Ведь именно их работа делает фильм замечательным. Блестящим актерским составом можно вытянуть, казалось бы, неудачный фильм. Рецензент подмечает все то, что так важно в их игре, самое светлое, лучшее, хорошее, либо наоборот может замечать неудачи. Но если таковы есть, стоит отмечать и успехи.

Как надо:
«Отдельное удовольствие доставляет наблюдение за поведением и эмоциями ВАЛЛ-И: его забавные отношения с единственным другом — маленьким тараканом; трогательное влечение к незнакомке Еве, толкнувшее его в пучину незабываемого путешествия; да и вообще, очень интересный и определенно заслуживающий внимания получился главный герой этой истории. ВАЛЛ-И располагает к себе с самого начала, а уж ближе к концовке, когда его судьба оказывается в огромной опасности, целиком и полностью полагаясь на добрую волю сценаристов, у меня на глаза даже навернулись слезы, что при просмотре мультфильма со мной случилось впервые». (с)Валл-и

3. Композиция: здесь речь идет о работе оператора. Рецензент должен увидеть общую картину обывательским взглядом, почувствовав все нюансы работы этого человека. И подметить успехи и неудачи.

Как надо:
«И хотя с сюжетом справляться мувимейкеры уже как-то научились, то вот искусство ровно держать камеру - это, судя по всему, для них всё ещё наука тёмная. В самые неподходящие моменты её начинало «колбасить» так, что быстро начинала болеть голова. Выглядело это как школьная запись побега детей от учителей после большой перемены - толпа что-то делает или куда-то бежит, а сзади всех догоняет «тот парень с камерой». Какая уж тут может быть съёмка, тут главное технику не разбить.
Хотя были в съёмочных планах и положительные моменты. Например, встречались очень неплохие ракурсы, особенно впечатлили два момента, когда Нагайна набрасывалась на людей, точнее, на зрителей в зале. Здесь я, пожалуй, впервые в жизни произнесла фразу: «А как бы круто это было в 3D!», хотя не отношусь к поклонникам данного формата. Вот за это оператору спасибо».(с)Гарри Поттер


4. Музыкальное сопровождение: музыка, блестяще подобранная к каждому мгновению картины, делает фильму огромный успех. В своей работе режиссер должен погрузиться в атмосферу фильма и передать ее композитору. Из предложенных им вариантов выбрать тот, который соответствует картине. Задача рецензента здесь - полюбить музыку, чтобы оценивать соотношение плана и мелодии к фильму.

Как надо:
«Уже с просмотром первых кадров фильма, возникает ощущение чего-то теплого, романтичного и доброго. Потрясающе подобранная музыка, плавные и мелодичные напевы фортепиано, создают сказочную и непередаваемую атмосферу загадки. Именно атмосфера и музыка играют важнейшую роль в создании эмоционального фона, они как бы управляют зрителем, но делают это не навязчиво, а мягко и плавно». (с)Унесенные призраками

5. Визуальное соответствие: рассматривая любую картину, мы сразу почувствуем подвох, замечая, что костюмы или декорации не соответствуют эпохе, а спецэффекты подобраны неудачно. Все это так же нужно для составления полного представления о картине рецензентом.

Как надо:
«Наверное, только Дисней с его умением создавать непередаваемую атмосферу мог сотворить такое вот маленькое чудо — целый мир, полный удивительных существ, приключений и любви. То, что происходит в течении 80 минут полностью завораживает: юная Ариэль и ее любовь к прекрасному принцу Эрику, злая ведьма Урсула и ее козни, обворожительные друзья Ариэль и их помощь в трудную минуту».(с)Русалочка


Из этих мелочей можно построить блестящую рецензию, мастерски выделяя удачи и неудачи фильма.
Итак, теперь, когда вы покончили с нюансами, подробнее затронем структура рецензии:


0. Хороший заголовок: в нем необязательно должно присутствовать название картины, ведь это ключевое слово.

Как надо:
Запомните! Заголовок «Отзыв на мульт «Рапунцель» - это уровень начальной школы. В заголовке должна быть интрига, хотя бы небольшая. «Осторожно, вы можете почувствовать…DISNEY!»(с)Рапунцель

1. Введение: для начала оценивания рецензенту необходимо задать общую тему, которая послужит платформой для написания. Возможно, что стержень будет закреплен уже в емком и коротком заглавии рецензии, или же эпитафии к ней.

Как надо:
«Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез. © К. Бальмонт
В самом слове сказка уже таится какая-то тайна, что-то неизведанное и необычное, манящее и притягательное. Сказка открывает нам иные миры и реальности, вселенные, в которых возможно всё, в которых добро всегда побеждает зло, в которых полном удивительных зверей и чудовищ. Но дети имеют свойство вырастать и переставать верить в сказки. Да и сами сказки становятся взрослее, но при этом не утрачивают своего искреннего обаяния детства.
Нарния. Это один из тех удивительных миров, который подарило миру воображение писателя К. С. Льюиса. Это тот мир, в существование которого хочется верить, хочется верить в чудеса и волшебство, хочется снова стать ребёнком, чтобы почувствовать обаяние сказки и поверить в неё. Ведь взрослея, люди перестают верить в чудеса, утрачивают наивность детской мечты. Но такие фильмы как «Хроники Нарнии: Покоритель зари» дарят нам возможность окунуться в детство, ощутить прикосновение сказки снова».(с)Хроники Нарнии


2. Динамика: важно сохранять динамичность на каждом этапе. Здесь рецензенту помогут те пять пунктов, что обсуждались ранее. На них можно построить небольшое описание фильма и переводить читателя к главной части.

Как надо:
«Если вы смотрели предыдущие мультики студии «Пиксар» и они вам понравились, то наверняка понравится «Рататуй». Это невероятно душевный, искренний, добрый, человечный мультфильм, сделанный в духе предыдущих картин «Пиксар». Весь мультик пропитан добротой, человечностью, позитивными эмоциями и красивыми и искренними чувствами, исходящими от героев картины. Даже отрицательные герои вызывают умиление». (с)Рататуй

3. Развязка: в этом месте важно держать ритм, но можно и слегка заставить читателя обеспокоиться грядущей развязкой. Можно вообще обходить этот вопрос, оставляя лицезрение развязки воочию самим читателем. Оставляйте хотя бы немного места для полета его фантазии, создавайте атмосферу секретности, заманивайте читателя на просмотр рецензируемой картины.

Как надо:
«В фильме много комедийных моментов, остроумных и одновременно простых и понятных каждому, и в то же время порой невольно ощущаешь холодок и мурашки по коже — как никак Англия славится историями о привидениях, о мести и о проклятиях. Смерть Баскервиля при загадочных обстоятельствах, странные совпадения, вой собаки, скрытность персонажей — всё это настораживает и мы уже предвкушаем оригинальную развязку. Детективная история, способная держать в напряжении и в то же время подарить столько положительных эмоций. В фильме есть интрига, есть изюминка, есть душа».(с)Шерлок Холмс

4. Завершение: в конце важно сделать выводы, причем они всегда должны быть свои. Подчеркните все плюсы и минусы картины и, оценивая их, выведите общий балл по 10-бальной шкале. Пожелайте режиссеру и актерам дальнейших творческих успехов, скажите самое важно о картине, выскажите свое мнение о том, для кого предназначенная эта картина.

Как надо:
«В чем секрет? Искренность, трогательность, красочность, красота, юмор. Замечательная история любви и предательства. Грустное повествование об отношениях отца и сына. Музыка Ганса Зиммера. Отлично переданный африканский мир и в какой-то мере африканские традиции. Мораль. Смысл.
Добрый мультфильм, где, в отличие от большинства современных нет места пошлости и цинизму. Такие мультфильмы должны смотреть дети!» (с)Король Лев


В рецензии важно не просто описание картины, важно впечатление. Важно говорить, что сделал режиссер, актерский состав, как они передали дух эпохи, подтекст истории, все наиболее важное. Не стоит писать спойлеры или долго и нудно пересказывать фильм. Это не интересно. Займитесь творческим поиском изюминки, того, что зацепило вас при просмотре. Того, что действительно ставит этот фильм в ряд с вашими любимыми. Или наоборот... Используйте юмор, он располагает читателя к автору, если юмор подобран в тему и не содержит неуместных высказываний.
Еще не стоит браться за фильм, который не оставит в вас ничего. После просмотра которого, вы не можете написать ничего, либо что-то совсем гадкое и отрицательное. Критичность, уход либо в глубокий минус, либо наоборот ярое поклонение режиссеру не приветствуется. Рецензия – это всегда свежий, незамыленный взгляд на фильм человека, который не фанатеет от данной картины. Критик всегда в стороне от этого.
Не забывайте, что рецензент всегда грамотен в своей речи и выражается литературным языком, строит правильные речевые обороты и не пестрит штампами. Его рецензии легко и приятно читать, при этом никакого давления на себя читатель не должен ощущать.
Надеемся, что наши небольшие подсказки помогут вам в этом сложном и увлекательном пути.


Авторы: Амалия Боунс, Дамелия Одли, Эшли Лие
Корректорская правка Винченцы Россо

Hosted by uCoz